16 +

Опера «Мороз, Красный нос»

Продолжительность
1 ч 30 мин
Режиссёр
М.Брусникина
Автор
Н.Некрасов
Описание

Мороз, Красный нос
Камерная опера как новый взгляд на классический текст Некрасова.

Поэма «Мороз, Красный нос» в репертуаре театра: можно подумать, что это спектакль для детей или дань новогодним праздникам. В этом случае все не так: опера «Мороз, Красный нос» – про смерть. Может быть, это опрометчивое заявление с точки зрения рекламы, и, тем не менее, этот спектакль развеивает школьные стереотипы, сложившиеся вокруг поэмы Некрасова. Это спектакль про смерть, и ее преодоление, про боль, про горе, про катастрофу, про зиму, про беду в их женском измерении – не зря все эти слова женского рода. В центре сюжета – женщина, переживающая потерю.

Смерть – то, с чем рано или поздно сталкивается каждый в своей жизни: спектакль предлагает проследить этот путь – от столкновения с катастрофой к бунту, протесту, а от него к принятию, к поиску выхода и решения. Опера в «Практике» предлагает приблизиться к этой теме средствами эстетики. Размышление о неизбежном, о проживании горя происходит в пространстве красоты – музыки, декораций, голосов, в атмосфере завораживающей зимы.   

Опера, написанная Алексеем Сюмаком специально для «Практики», –  эксклюзивный спектакль, раскрывающий сложную и богатую музыкальную природу текста Некрасова. Для  театра это своего рода эксперимент – первая камерная опера в репертуаре. В спектакле встречаются музыканты и вокалисты – участники ансамбля «Практика», созданного в театре весной 2019 года, – и драматическая актриса из Мастерской Брусникина Яна Енжаева.

Автор – Николай Некрасов
Режиссер – Марина Брусникина
Композитор – Алексей Сюмак
Художник – Ксения Перетрухина
Художник по свету – Илья Пашнин
Музыкальный руководитель – Ольга Власова
Хореограф – Вера Приклонская
Художник по костюмам – Алексей Лобанов

В главной роли актриса мастерской Дмитрия Брусникина – Яна Енжаева

Ансамбль «Практика»:
Надежда Реутова, аккордеон
Анастасия Гвоздарева, скрипка
Анна Семиненко, виолончель
Прасковья Тынянских, ударные
Майя Журютина, ударные
Диана Галимова, флейта
Наталья Соколовская, фортепьяно
Михаил Ситалов, контрабас

Ансамбль «Практика», вокал:
Александра Дёшина
Екатерина Палагина
Мария Ливандина
Евгения Данильченко
Джулия Аморетти
Ольга Талышева

Дети:
София Скорик
Мара Левиева
Агата Квятковская
Оливия Квятковская
Арина Кот

Режиссёр Марина Брусникина:
«Поработать с этим текстом было моей мечтой на протяжении долгих лет. Брусникину очень нравилась моя идея сделать из этого текста камерную оперу. Он посоветовался с Теодором Курентзисом, который предложил нам поработать с Лешей Сюмаком. От задумки до воплощения прошло время, не стало Димы. Кто бы мог подумать, что так совпадет мое ощущение материала с тем, что произошло в моей жизни. И что так заработают смыслы, которые рождает во мне этот текст».

Пресса

Ваш досуг
Удивительно, но до Алексея Сюмака никто из композиторов ни в XX веке, ни сейчас не осмелился взять поэму Некрасова и переложить ее на музыку (возможно, отталкивало «неактуальное» содержание текста?) Будучи таким образом первопроходцем, Сюмак написал чрезвычайно сложную для исполнения партитуру, которую невозможно воспроизвести с ходу или после двух-трех репетиций. Впрочем, с подобной изощренной нотописью могут справиться лишь настоящие профессионалы в области современной вокальной музыки как худрук ансамбля «Практика» Ольга Власова, сумевшая за столь короткий срок блестяще подготовить своих подопечных.

Сноб.
Марина Брусникина намеренно уходит от традиционного толкования этой поэмы. В центре ее спектакля по-прежнему женщина, страждущая, одинокая и скорбящая. Но не дородная крестьянка, которая «коня на скаку остановит», не ее тяжелая трудовая участь, а просто женщина, потерявшая мужа и переживающая свое горе. Поэтому на первый план выходят не героизм и самопожертвование, а преодоление боли, столкновение со смертью лицом к лицу, попытка найти выход и в конечном итоге блуждание по лабиринтам собственного подсознания, ведущее к смерти.

Независимая газета
«Мороз, Красный нос» – спектакль-путешествие: начинается он буквально с вешалки – там же и заканчивается. В гардеробе – деревянный настил и стволы деревьев, чуть слышный звук тамтама постепенно разрастается и наполняет фойе, волна от ударов посоха по дощатому полу дрожью пробегает по телу. Маленькие девочки в голубом (его оттенки выбрал для всех участников спектакля художник по костюмам Алексей Лобанов) просят зрителей согреть руки – морозно в этом лесу. Музыкальное пространство звенит колокольчиками, наполняется чуть слышными наигрышами свистульки, протяжными стонами аккордеона, резко «гудит» контрабасом, создавая атмосферу морозного леса – и, возможно, оцепенения, застывших слез, по Шуберту.

rewizor.ru
Экспрессивно-надрывный декламационный монолог Дарьи «Я ль не молила Царицу Небесную» фантастически рифмовался с одним из самых ярких музыкальных фрагментов оперы – сценой полусна, полузабытья, плача Дарьи после смерти мужа. Это совершенно самостоятельный номер, фактический эквивалент того, что в классической опере называлось бы арией. Впрочем, его можно было бы назвать дуэтом Дарьи с аккордеоном, поскольку аккордеон в этой ситуации был не аккомпанирующим инструментом, а равноценным элементом, частью вокала.

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Москва