Пограничное состояние
Vaba Lava (Эстония) и Мастерская Брусникина (Москва) на основной сцене театра «Практика»ю
Госграница по реке Нарве (или Нарове) между двумя городами прошла в 1992 году. До распада СССР Ивангород и Нарва были едва ли не одним целым – с общими водопроводом, транспортной системой, рабочими местами. Сейчас два города, главными достопримечательностями в которых остаются две крепости, ходят друг к другу в гости по мосту с названием «Дружба». Меняется геополитическая обстановка в мире, меняются отношения между странами.
Как отражаются перемены на жителях приграничных городов – тема, которую раскрывает спектакль с помощью инструментария документального театра. Актеры двух театральных трупп, российской и эстонской, взяли интервью у местных жителей: их истории стали драматургией спектакля.
Этот документальный спектакль – часть программы нарвского театрального центра Vaba Lava, которую на протяжении двух сезонов (2019/2020 и 2020/2021) курирует литовский прозаик, драматург, киносценарист, режиссёр Марюс Ивашкявичюс. В фокусе программы «Люди переломного периода» – судьбы проживающих с 1989 года в странах Балтии, России, Белоруссии, Украины.
Премьера спектакля в Москве состоялась 9 и 10 ноября в рамках Международного фестиваля-мастерской имени Дмитрия Брусникина BRUSFEST.
Видео – Алексей Златолинский
Режиссер – Юрий Квятковский
Художник – Ксения Перетрухина
Драматург – Инна Книрк
Видеохудожник – Юлия Исхакова
Художник по свету – Евгений Вершинин
Композитор – Дмитрий Вихорнов
Исполнительный продюсер – Екатерина Трихманенко
Драматург Инна Книрк
«Нам казалось, что история города, разделенного в какой-то момент государственной границей, по определению наполнена человеческими трагедиями. Но чем больше мы общались с жителями Ивангорода и Нарвы, тем яснее нам становилось, что вопросы, связанные с госграницей, не столь существенны. Для многих жителей ее пересечение – повседневный ритуал. По-настоящему значимые и судьбоносные границы, на которых мы и сосредоточились, проходят глубоко внутри каждого человека. Старшее поколение ностальгирует по прошлому. Поколение среднее старается найти своё «настоящее», путаясь в стереотипах и чужих мнениях. Но есть то, что важно для всех, независимо от гражданства: достижения и упущенные возможности, желание лучшего для себя и своих близких, тревоги, связанные с будущим своих государств, горести и радости».
Пресса
Журнал «Театрал»
Исследовательский спектакль становится двухчасовым погружением в особенности местной жизни, а «пограничное состояние» – метафорой «положения между»: между Россией и Европой, прошлым и настоящим, обидой и примирение.