Премьера состоялась 2 сентября
А.П. Чехов
Дядя Ваня
Сцены из деревенской жизни в 2 частях
Лауреат премии «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучший спектакль сезона 2009-
Лауреат Международной театральной премии имени Станиславского –
Лауреат ежегодной театральной премии Союза театральных деятелей России «Гвоздь сезона» –
Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (номинация «Лучший спектакль года») –
Не удивляйтесь, если придя в театр им. Евг. Вахтангова на спектакль «Дядя Ваня», вы не узнаете знакомых персонажей, а известные слова зазвучат неожиданно. Нет, Римас Туминас не совершил акта вандализма, он не переписал текст, не сократил его. Он прочел его с листа, как бы, не догадываясь, что и до него были интерпретаторы. Нет привычного, красивого, знакомого. Нет ожидаемого Чехова с усадьбой, окруженной садом, нет уютных кресел, накрытого к трапезе стола с кружевной скатертью и кипящим самоваром, нет атмосферы Дома, в котором прожило несколько поколений… Пустое пространство из которого ушла жизнь, пространство театра с серыми кулисами, гипсовым львом – символом Петербурга, возможно, оттуда был родом прародитель, построивший усадьбу, верстак с неструганными досками, старый диван, несколько разномастных стульев…
Режиссер очистил сцену от быта, оставив поле битвы страстей, разбитых иллюзий, неслучившихся надежд.
Герои А. Чехова, увиденные Туминасом и воплощенные актерами, живут в сшибке амбиций, философствования, трудолюбия и ленности, служения и потребления. Такие разные и одинаковые – у всех не задалась жизнь. Почему? Мы будем разбираться в этом неспешно, от сцены к сцене, от диалогов, споров, откровений и ерничества.
В творчестве А.П.Чехова находят предтечу театра абсурда. Говорят одно, делают другое, думают третье. «Дядя Ваня» Туминаса о том, что думают герои Чехова и в чем признаются только в минуты душевного потрясения. Они порой косноязычны, как дядя Ваня, или излишне брутальны как Астров. Но их признания вырываются из души яростно, как человек из душной комнаты на свежий воздух.
Режиссер и исполнители любят своих героев, таких разных, одиноких, порой смешных. Да, да, смешных.
А.П.Чехов все свои пьесы называл комедиями. Режиссеры и зрители гадали, почему эти истории, наполненные страданиями, недосказанностью, заканчивающиеся всегда на пронзительно – грустной ноте – комедии?
Р. Туминас не впервые ставит Чехова, его «Три сестры», «Вишневый сад» снискали признание зрителей и критиков. Для него пьесы замечательного писателя – путь поиска, разгадка сути, оправдание жанра.
Каждая постановка Туминаса – приближение к смыслу этого загадочного слова комедия, так противоречащего контексту сюжета. Как тут не вспомнить слова А.С.Пушкина: «Высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров и… нередко близко подходит к трагедии».
Спектакль создан при поддержке Министерства культуры РФ.
Постановка – Римас Туминас
Сценография и костюмы – Адомас Яцовскис
Композитор – Фаустас Латенас
В спектакле звучит отрывок из «Кол Нидрей» М. Бруха в исполнении Т.Докшицера.
Действующие лица и исполнители:
Серебряков Александр Владимирович – Владимир Симонов / Юрий Шлыков
Елена Андреевна – Анна Дубровская
Софья Александровна (Соня) – Мария Бердинских / Евгения Крегжде
Войницкая Мария Васильевна – Людмила Максакова
Войницкий Иван Петрович – Сергей Маковецкий
Астров Михаил Львович – Владимир Вдовиченков / Артур Иванов
Телегин Илья Ильич – Юрий Красков
Марина – Инна Алабина/ Любовь Корнева
Ефим – Сергей Епишев / Виталийс Семёновс
*В актёрском составе возможны изменения.
Спектакль идет с одним антрактом.